«Новая парадигма обучения и воспитания учащихся опирается на равноправное сотрудничество педагога и ученика, усвоение образцов деятельности и интегрированного знания на основе интересов и творческой мотивации ребенка». [5, 14] В связи с этим особую актуальность приобретает технология проектного обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские; развивают системное мышление. «Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». [5,228] Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. В реальной практике, чаще всего приходится встречать смешанные типы проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной тип координации, сроки исполнения. Поэтому, разрабатывая проект, надо учитывать признаки и особенности каждого из них. Основные требования к использованию метода проектов: 1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее; 2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; 3. структурирование содержательной части проекта; 4. использование исследовательских методов. Выделяют следующие стадии разработки структуры проекта: · организационно-подготовительная стадия – проблематизация, разработка проектного задания (выбор); · разработка проекта (планирование); · технологическая стадия; · заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия). На первом этапе учитель создает условия для включения всех учащихся в работу над самим проектом. Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта. Тема может быть предложена как учителем, так и самими учащимися. Введение темы проекта, ее обсуждение, комментирование также способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Работа над проектом должна стимулировать учащихся практически использовать иностранный язык и желание работать самостоятельно.На последующих этапах учитель становится консультантом. Он меняет свой стиль общения с учениками, внимание учеников акцентируется на содержательном аспекте их деятельности, раскрывается цель выполнения каждого задания. На этапе разработки проекта, когда идет обсуждение, больше включены в работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда учащиеся подбирают материал и делают записи – чтение и письмо. На этапе презентации для представления полученных результатов их комментирование в качестве основных умений будут выступать устная речь и письмо. Во время презентации оставшаяся часть класса делает записи. Когда презентация закончена, члены других групп задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и предложения, используя иностранный язык как средство общения. После общей презентации учитель обсуждает с учениками их мнение о работе над проектом, говорит с ними о трудностях и пожеланиях на будущее». [2,55] При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащихся является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Необходимо попросит учащихся сдать черновик работы, что позволит указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. В своей педагогической деятельности активно использую эту технологию на всех этапах обучения. Проектная деятельность включена в рабочие программы по английскому языку со 2 по 11 класс. В конце каждого раздела учащиеся презентуют свои работы. В старших классах, как правило, учащиеся оформляют свои работы в виде презентации в Microsoft Picture Manager. Учащиеся младших классов выполняют проекты в виде открыток, поделок, коллажей, стенгазет, буклетов. В 9 классах в рамках предпрофильной подготовки я провожу курс «Деловой английский», которая разработан мною. Данный курс способствует расширению лексический запаса, лингвострановедческих знаний и развивает коммуникативные умения. В основе элективного курса «Деловой английский. Едем за границу» также лежит технология проектного обучения. Учащиеся выполняют 3 проекта. В качестве основной формы контроля знаний, умений и навыков является устная презентация проекта. Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале; наряду с ней дети выполняют и другие виды деятельности – учебную, игровую, трудовую, исследовательскую и т.д. Технология проектного обучения мною реализуется и во внеурочной учебной деятельности, например в программе кружка «Юный лингвист», которая способствует расширению лексическо-грамматических знаний, позволяет учащимся проявлять свое творчество, общаться на иностранном языке. В 2010 году я работала совместно с учащейся 7б класса Еной Лилей над телекоммуникационным проектом в рамках конкурса «Отчизна Дон-Кихота» с использованием программы Web 2.0. Считаю необходимым постоянно работать над повышением интереса к изучению иностранного языка и развитием личности учащихся посредством технологии проектного обучения. Литература: 1. Бондаревская Е.В. Методологические стратегии личностно-ориентированного воспитания // Известия Российской Академии / РАО.2000. №3. С.23-32. 2. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. №3. С. 9-15. 3. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе.1999. №4. 4. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 1995. – № 5. – С. 13-18. 5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. №2. С. 3-10. 6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 228-238.
|